Родители и дети - отношения длиною в жизнь
Реалии современной жизни таковы, что родители, принадлежащие разным слоям общества, тратят ежедневно все больше времени на поддержание привычных жизненных стандартов. Эти обязанности, к сожалению, отнимают родителей у детей и физически и эмоционально, а на детей в таком случае обрушивается стресс.
Специалистов настораживает тот факт, что многие современные родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не умеют общаться с детьми на эмоциональном уровне. А ведь детям необходимо время для эмоциональных контактов с родителями, и родителям важно знать, как ответить детям таким образом, чтобы отношения развивались. К сожалению, многие родители фактически не знакомы со своими детьми, потому что они не могут, а иногда и не хотят потратить время на то, чтобы быть с ними вместе, позволить им быть такими, каковы они на самом деле. При этом природа детско-родительских отношений имеет первостепенное значение для психического здоровья детей в настоящем и будущем. По данным исследований, у тех родителей, которые относятся к своим детям тепло, принимают их и уделяют много внимания их воспитанию, дети обладают хорошо развитыми социальными навыками.
То, как родители оценивают себя, ощущение их состоятельности как личности и как родителя существенным образом влияет на их взаимоотношения с детьми и, тем самым, на развитие детей. Быть родителем – занятие трудное, напряженное, часто ставящее в тупик даже самых умелых и преданных людей. Когда в детско-родительских отношениях возникают трудности, и дела идут плохо, родители часто склонны винить себя и сомневаться в собственных родительских способностях. Возможно, в этом есть доля правды, но отношения с детьми, как и любые другие отношения, это процесс развивающийся, в котором, к счастью, основным источником является любовь. Поэтому любому родителю предоставляется возможность превратить свои сомнения в чувства и подарить их своему ребенку, а он, как существо изначально мудрое, ответит на них и расставит все по «местам».
Несомненно, отношения между родителями и ребенком влияет на детское развитие и главным фактором в этих отношениях является отношение родителей к самим себе, их самовыражение и самовосприятие в связи с собственной родительской ответственностью. То, как родители воспринимают самих себя, оказывает влияние на их понимание собственной ответственности, а это в свою очередь влияет на степень вовлеченности родителей в жизнь своих детей, их стремление руководить ребенком. Но ребенок не способен мирно существовать в атмосфере подчиненности и, как правило, бурно реагирует на попытки взрослого управлять его миром. Зачастую, когда родители чувствуют, что они теряют контакт, контроль над ситуацией, им кажется, что они ничего не могут сделать, и у них возникает ощущение собственной несостоятельности. Поэтому, когда родители обращаются с просьбой о помощи или обучении, чуткий психолог постарается вселить в них веру в то, что они способны расти, научиться принимать своего ребенка и оказывать положительное влияние на его развитие. В этот момент родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками общения с ребенком, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Еще до рождения ребенка между взрослыми складывается определенный стиль отношений, который будет проецироваться и на отношение к ребенку, и на тип воспитания, применяющийся к нему (авторитарный, демократический, промежуточный).
Очень важно для развития будущей личности ребенка, чтобы в семье существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Этому способствует демократический стиль отношений. Авторитарный стиль утверждает диктат в семье, отчужденность, враждебность, страх и может стать причиной невроза у ребенка, развивать негативнее черты характера: ложь, лицемерие, конформность, зависть и др. Гиперопека препятствует становлению творческой независимой личности, ведет к возникновению чувства тревоги, неуверенности в себе.
Исследователи детско-родительских отношений выделили четыре родительские установки и соответствующие им варианты поведения: «принятие и любовь», «явное отвержение», «излишняя требовательность», «чрезмерная опека». Но, несмотря на то, какие отношения складывались у родителей с детьми в прошлом, есть возможность улучшить их и для этого можно начать руководствоваться следующими принципами:
Принципы отношений с детьми:
1. Быть открытым любящим детям.
2. Больше принимать в себе ребенка.
3. Позволять детям учить себя, поскольку мы так мало знаем о сложных лабиринтах детства.
4. Объединять свои усилия в постижении знаний с усилиями ребенка.
5. Давать иногда убежище детям, ведь мы сами часто нуждаемся в нем.
6. Стремиться сопереживать ребенку и ценить его (принимать таким, какой есть).
7. Быть терпеливым к человеческой сущности ребенка (позволять ему ошибаться).
8. Перестать чувствовать себя начальником, знающим ответы на все вопросы (ослабить свою хватку).
9. Не стремиться управлять жизнью ребенка (только он сам может прожить свою жизнь).
10. Позволять детям приобретать собственный опыт.
12. Поскольку невозможно сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли навсегда, стараться смягчать их удар.
13. Прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.